ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПЕРИОД ЗОРОАСТРИЗМА
- Автор apatj
- Категория - Новости академии
В настоящее время создаётся всё больше возможностей, чтобы исследовать историю происхождения и развития международного права во времена Зороастра, а также изучить его позитивные стороны и на этом фоне внести весомый вклад в развитие современных международно-правовых отношений. На фоне происходящего в мире, когда международные отношения испытывают сложный процесс своего развития, а террористические и экстремистские движения пронизывают всё больше политическую среду, изучение и анализ истории международного права являются своевременными и важными в решении существующих проблем.
История таджикского народа является доказательством того, что предки таджиков, как мудрые и богатые опытом, всегда уделяли должное внимание проблемам свободы, справедливости и гуманности. Взвесив все существующие проблемы на весах разума, для их решения они выбирали путь братства и дружбы и таким образом создавали справедливость.
Изучение международного права в истории таджикского народа способствует современному продвижению на пути создания национального самосознания. Таджики в своей многовековой истории оставили много точных доказательств и глубоких исследований о правах человека, которые делают его великим, и придаю ему особое значение в области международного права. Наряду с исследованием права таких стран, как Китай, Индия, Греция и Рим, исследование права истарического Таджикистана даёт возможность восполнить недостающее звено в истории права таджиков на пути достижения национальных стратегических целей.
В качестве первого правового, этического, политического и религиозного источника права предков таджиков выступает Авеста, которая была написано в первом тысячелетии до н.э. Зардуштом (Зороастром) от имени Ахура Мазды.
Содержание человеческой деятельности в зороастрийской триаде определено как: «хумата, хухта, хваршта» – «добрые помыслы, добрые речи, добрые дела», что является противопоставлением «злым помыслам, злым речам и злым делам» дурного человека.
Время жизни Зороастра не было точно определено, и в этой области между учеными, изучающими Авесту, есть разные мнения. В частности, известный британский ученый Мэри Бойс историю жизни Зороастра относит к 1500-1200 годам до н.э.. Дж.М. Оштиёни, который проанализировал большинство идей и мыслей в области знаний по Авесте, период жизни Зороастра относит к 1700-1400 годам до н.э.. Русский знаток Авесты И.М. Стеблин-Каменский период жизни Зороастра относит к II-I тысячелетиям до н.э. Эмомали Рахмон в своём произведении «Таджики в зеркале истории», изучая историю времен жизни Зороастра, период его жизни относит к II тысячелетию до н.э. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что Зороастр и его книга «Авеста» имеют историю более чем 3500-4000 – летней давности.
Вопросы права относительно времён Зороастра были изучены отечественными учеными, но международно-правовые вопросы этого периода не исследованы и нуждаются в изучении.
В Авесте, помимо того, что содержится много правовых отношений, также содержатся и нормы относительно международного права, которые имеют сходство с нынешними международно-правовыми отношениями. В священной книге зороастрийцев «Авеста» ангел Мехр (Солнце) или Митра известен в качестве хранителя обязанностей и владельца обширной земли, который и защищает всю эту землю, и способствует мирной жизни людей в разных регионах. Ангел Мехр, наряду с другими известными ангелами, как Рашн (Рашан) и Суруш, входит в триаду самых высокочтимых и справедливых ангелов, которые всегда боролись за правое дело. «Мехр-яшт», который является десятым яштом Авесты, также известен как один из высочайших и наиболее элегантных яштов, которые являются песней хвалы и вдохновением его символов. Кроме того, молитва «Мехр», которая считается второй молитвой из пяти молитв зороастрийцев в «Хорда-Авесте», посвящена похвале ангелу Мехру и состоит из 17 параграфов, которые читались три раза – утром, днем и вечером после молитвы «Хуршед» (Солнце).
Впоследствии поклонение ангелу Мехру (Митре) широко распространилось в Римской империи и некоторых странах Азии и Европы под названием «мехроини» или «митраизм». Великий памятник, связанный с культом ангела Мехра, можно увидеть в церкви Святого Петра в Ватикане в Риме, и в десятках других церквей и музеев, в научно-творческих центрах.
В исторических источниках, а также в научных и исследовательских работах ангел Мехр описывается по-разному, краткое описание его приводим следующим образом: «Мехр (в Авесте Митра и в пехлевийском языке Митра или Михр), в новой Авесте – ангел рассвета, света и соблюдения обязанностей, самый великий из ангелов в индийском и иранском эпосе, что в последующих главах Авесты приобретает особое значение. Мехр в индийском и иранском эпосе является благословителем и главным в правлении миром и хранителем обязанностей и обещаний, а позднее, по причине социальных перемен, трансформируется в защитника и поддерживающего все социальные группы общества, помимо этого – стремится к защите правдивых и честных людей, и борется против «обманщика Мехра» (нарушителя соглашения) («Мехрдурудж» или «Мехрфиреб» или «Мехрозор»).
В книге «История Древнего Востока», написанной учеными Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ангел Мехр, с одной стороны, признается как Бог Солнца, а с другой стороны, как исполнитель и защитник договоров, мирных отношений, добрых взаимных деяний и братских отношений. Он также признается в качестве создателя социальной среды, хранителя человеческих норм и стандартов, и благославителя человеческой жизни.
Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что ангел Мехр является одним из величайших ангелов времен Зороастра, который всегда стремился к миру и процветанию жизни людей, правил всей страной, развивал дружбу между городами, регионами и странами, и призывал их к дружбе и братству на основе взаимопонимания и соблюдения интересов обеих сторон, создавал мирные отношения между ними и контролировал их договоры, с тем чтобы стороны смогли их реализовать, а в случае неисполнения или разрыва договора ангел Мехр начинал борьбу против нарушителя соглашения, и наказывал его.
Сторона, которая нарушила соглашение, в «Авесте» именуется как «Дурудж», «Митрадурудж», «Мехрдурудж», «Мехрфиреб» и «Мехрозор», что означает «обманщик Мехра», т.е. обманщиками признаются те лица, которые являются нарушителями соглашения и сошли с правильного пути, и действуют против своих обязанностей по соглашению.
Во времена Зороастра было известно о шести типах соглашений, первые два типа аналогичны современным контрактам (соглашениям). В этот период, в первую очередь, стороны устно договаривались о подписании договора, а затем рукопожатием подписывали (формально) соглашение. В IV главе второй части (Б) «Вендидада» вышесказанные слова подтверждаются следующим образом: «Любой, кто слово – соглашение, считает только речью, должен изменить его рукой – соглашением и дать оценку руки – договора». Данные действия в те времена означали, что после заключения договора стороны берут на себя обязательство и приложат все усилия для его реализации. В настоящее время так же, до заключения договора, стороны рассматривают его на своих двусторонних или многосторонних встречах в устной форме, а после их официальные представители подписывают его и рукопожатием подтверждают его подписание, и на основе этого они приобретают ряд прав и обязанностей. Данное обстоятельство и условие заключения аналогичны вышеупомянутым действиям, которые существовали в Авесте.
Следует отметить, что четвертый раздел «Вендидада» посвящен типам соглашений, обязательствам и ответственности при их нарушении. В четвертой главе второй части (В) «Вендидада» говорится, что в случае если лицо нарушает слово – соглашение, его близкие родственники будут выполнять работу в 600 раз больше, чем установленная в нарушенном договоре. Наказание лиц, совершивших нарушение договора, в то же время предусматривается в XI Мехр яште Авесты следующим образом:
«…Когда стремится Митра
К войскам тем кровожадным
Между рядов сомкнутых
Сражающихся стран,
Людей, неверных слову,
За лапы держит сзади,
Глаза им закрывает
И оглушает уши,
И ноги их не держат,
И сил нет дать отпор.
Со странами, с врагами,
Нарушившими слово,
Так поступает Митра,
Чьи пастбища просторны…».
Другой вопрос, обсуждаемый в Авесте, это призыв к правителям регионов, городов и стран решить конкретные вопросы. В 8-ом главе (ч.7) ясне Авесты говорится: «Итак, я – Зороастр – призываю глав регионов, областей и государств уважать религию Ахурамазды и зороастризма, подчиняться, говорить о нем и поступать по нему». Этот вопрос, в то же время, находит свое отражение в 9-й статье (ч. 41) Мехр-яшта Авесты.
В 19-й главе «Вендидада», посвященной вопросу о поддержке странников и мигрантов, упоминается: «Лучшее правительство – которое защищает странников и угнетенных», что в определенной степени приравнивается к международным правам человека и правам беженцев. В настоящее время в качестве его субъектов выступают беженцы и трудящиеся-мигранты, которые являются одной из острых современных проблем.
Дж. Саъдизода и Н.Ф. Сафарзода в своей монографии рассматривают права человека времен Зороастра, одним из которых является следующее право: «Не вмешиваться в границы других». На основе оригинального текста из Авесты приводят следующее доказательство: «Это относится к тем людям, последователям лжи, которые силой вторглись в чужое жизненное пространство и присвоили его себе». Это право отражено в ряде международных документов и принципов международного права, в которых говорится об уникальности правотворческой деятельности предков таджиков в период зороастризма.
Во времена Зороастра дипломатические отношения имели народный характер, и в случае возникновения спора, вытекающего из подписанного договора, их решал Совет старейшин.
В целом можно сказать, что ещё три-четыре тысячи лет назад на земле таджиков практиковались международные отношения, которые реализовались в различной форме. Наиболее распространенной формой сотрудничества и развития отношений между регионами, городами и странами считалось заключение договоров (соглашений). Хранителем и надзирателем за исполнением договоров выступал ангел Мехр. В случае невыполнения или прекращения договора одной из сторон в отношении лица или стороны, нарушившего соглашение, было предусмотрено наказание. Перечень конкретных наказаний можно увидеть в четвертой части Вендидата. Наказание производилось по отношению к лицу или стороне, нарушившему соглашение, ангелом Мехром. Кроме того, руководителям регионов, городов и стран предлагалось рассмотреть конкретные вопросы, большинство из которых носило религиозный характер, т.е. это исходило из обрядов и ритуалов зороастрийской религии. Исходя из выше изложенного, можно прийти к выводу, что дипломатия времен Зороастра являлась народной дипломатией, а спорные вопросы обсуждались и решались Советом старейшин, что определенно схоже с современной системой международных организаций.
Другими словами, если в наше время спорные проблемы решаются на региональном и международном уровнях различными органами, то такие вопросы во II тысячелетии до н.э. решались Советом старейшин.
В действительности, признаки международного права можно найти в исторических источниках времен Зороастра, Кира, Сасанидов, Саманидов и других государств, существовавших на территории исторического Таджикистана, что требует отдельного исследования, которое невозможно в рамках одной нашей статьи, включая всё вышеупомянутое. Поэтому необходимо изучить историю международного права и его признаки на исторической территории Таджикистана и посвятить отдельное исследование «вопросам роли международного права в истории таджикского государства», чтобы его читатель более подробно познакомился с историей права предков таджикского народа, особенно международного права во времена зороастризма, и чтобы шире использовать большой опыт наших предков сейчас, во времена больших перемен в мировой политике и экономике и расширения международных отношений.
Некруз САФАРЗОДА,
и.о. заведующего кафедрой международного права Академии,
кандидат юридических наук